Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

пятница, 22 февраля 2008 г.

"Мартиролог". Первое издание Дневников А.Тарковского в России и "Мания Бессмертной Жизели".

Намедни, состоялась презентация первого издания на русском языке Дневников режиссера Андрея Тарковского - "Мартиролог" ("перечень страданий") в России. Актуально. Насущно.

А.Тарковский начал вести свой дневник 30 апреля 1970 года, готовясь к съемкам "Соляриса", после четырех лет без работы, а закончил 15 декабря 1986 года, за две недели до смерти. Описаны последние 16 лет, вплоть до кончины в 54-летнем возрасте.

Важно отметить следующее: книга дошла до нас спустя почти что 20 лет, уже давно переведенной на французский, итальянский, даже на японский, а для русского издания средств не находилось. Издана и отпечатана на итальянские деньги, там же, тиражом всего 5 000 экземпляров. Как говорится, "что имеем, не храним, потерявши - плачим", и еще, для нас до сих пор "нет пророков своем Отечестве".

В основе дневниковых записей: философские размышления, рисунки, бытовые зарисовки, немного о работе, о сценарных планах, о жизни и взаимоотношениях, об эпохе отчуждения, страха, неискренности. Откровенен ли сам Тарковский на страницах своего дневника? А Вы сами всегда откровенны в своем Живом Журнале?! Это же в чем-то его аналог, записи, которые сейчас стали доступными нам.

"Как грустно жить на белом свете! Я завидую всем, кто способен заниматься своей работой независимо от государства. Да практически все - кроме кино и театра. (Я не говорю о телевидении, ибо это не искусство.) Свободны. От заработка они тоже свободны, но по крайней мере они могут работать. Какая хамская власть! Разве нужна ей литература, поэзия, музыка, живопись, кино? Нет, наоборот, сколько бы было ликвидировано сложностей!

Ведь правду мне сказал Борис Леонидович (Пастернак - прим. С.А.), то, что я сделаю еще четыре картины. Первую я уже сделал - это "Солярис", осталось еще три. Всего-навсего! Я хочу работы, больше ничего. Работы! Разве не дико, не преступление, что режиссер, которого в прессе в Италии назвали гениальным, сидит без работы? А мне, честно говоря, кажется, что это просто месть посредственности, которая пробилась к руководству. Ведь посредственность ненавидит художников, а наша власть сплошь состоит из посредственностей".
(27 января, 1973 г.)

"Что такое любовь? Не знаю. Не потому, что не знаком, а не знаю, как определить".
(15 сентября, 1976 г.)

"Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и Людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их... Образ - это впечатление от Истины, на которую Господь позволил взглянуть нам своими слепыми глазами".
(10 февраля, 1979 г.)

"Все русские гении думали о том, что их величие не может идти от плоской, бессмысленной почвы, и называли свою страну Великой, а будущее мессианским. Они чувствовали, что они "глас народа", и не хотели быть "гласом вопиющего в пустыне", а хотели воплотить в себе суть если народа, то только Великого, и если страны, то только с великим будущим. Пушкин - скромнее других ("Памятник", письма Чаадаеву, в которых говорил о предназначении России только как о буфере для Европы). И только потому, что гений Пушкина - гармоничен. Гений же Толстого, Достоевского, Гоголя - гений дискомфорта, дисгармонии, воплощенный в конфликте авторов с желаемым в их замысле. Достоевский не верил в Бога, но хотел. Нечем было верить. А писал о вере. Пушкин выше всех оттого, что не вкладывал в Россию - абсолютного смысла"
(10 апреля 1979 года)

"Если говорить о том, в чем я вижу свое призвание, то оно в том, чтобы достичь абсолюта, стремясь поднять, возвысить уровень своего мастерства. Достоинство мастерового. Уровень качества. Утерянный всеми, потому что не нужен, и заменен видимостью, похожестью на качество... Как Атлант, держащий на плечах землю. Ведь мог же он ее, устав, просто сбросить. Но не сбросил, а держал почему-то. Кстати, в этой легенде самое удивительное именно это, не то, что удерживал долгое время, а не сбросил, обманутый, а держал".
(2 июня, 1979 г.)

"Гамлет. Весь день в постели, не поднимаясь. Боли в животе и спине. И еще нервы. Не могу пошевелить ногой. Шварценберг не понимает, откуда эти боли. Я думаю, что мой старый ревматизм разыгрался от химиотерапии. Руки невыносимо болят. Это тоже что-то вроде невралгии. Какие-то узлы. Я очень плох. Я умру?.. Гамлет?.. Но сейчас у меня совсем нет никаких сил ни для чего, вот в чем вопрос",

- это последняя дневниковая запись от 15 декабря 1986 года, через две недели в декабрьскую ночь, в парижской онкологической клинике доктора Шварценберга, он скончался. Жаль, что "Гамлета" А.Тарковского мы так и не увидели, но прочувствовать, каким бы он был, можно отчасти и по дневниковым записям, таким неудобным тогда и крамольным даже сейчас.

Получается, что его, такие далекие, казалось бы записи о времени и о себе, об окружающих людях, о ценностях и ориентациях, о страхе, о чести и бесчестии очень актуальны и современны. Как будто бы написано про сейчас, про нас, про наше время. "Русским олигархам-патриотам" времен В.Путина, типа Фридмана, Дерипаски, Потанина, Абрамовича, Вексельберга, братьев Ковальчуков, et cetera Тарковский, видимо, не нужен, вреден, чужд и опасен. Им есть чего бояться. Потому, деньги на издание и не дали, зачем... 

Многие т.н. патриоты до сих пор злы на А.Тарковского, считая, что в своих фильмах он уходит от православия к протестантизму. Но Тарковский - творец, которому тесно в "прилизанном" религиозном ли мировоззрении или государственнической идеологии, видевший надиндивидуалистическую сущность и направленность личности как отдельного человека, так и боль за общество, за свою страну, что в "Ностальгии", что в "Андрее Рублеве", что в "Ивановом детстве" или "Зеркале".

А, поскольку, наших чинуш и "оскароносных михАлковцев" он всегда пугал, ему завидовали и его боялись, то волей-неволей он стал двигаться в сторону западного искусства, умело сочетая русский, истрически обусловленный, отчаянный трагизм и классический катарсис, далекий от современых изданий для гламурной публики розовощеких и успешных пупсов.

"Который раз убеждаюсь в том, что наблюдательность и знания художнику необходимы лишь для того, чтобы знать, от чего ты отказываешься, не будет ли твой отказ выглядеть искусственно или фальшиво... Надо исключить как можно больше связей с жизнью, но не за счет правдивости, а за счет изъятия лишнего мусора, который кажется (или, вернее, может показаться кое-кому) признаками истины, аргументами. Но эти аргументы уже за рамками образного мышления, т. е. там, где количество никогда не перейдет в качество".
(4 июля, 1980 г.)

P.S. ...

"Анкета.

1. Ваш любимый пейзаж; в жизни: лето, рассвет, туман

2. Время года: осень, сухо, солнечно

3. Музыкальное произведение: Бах "Страсти по Иоанну"

4. Русская проза, роман, повесть: "Преступление и наказание", 
"Смерть Ивана Ильича"

5. Зарубежная проза, роман: "Доктор Фаустус"

6. Новелла русская: Бунин "Солнечный удар"

7. Новелла зарубежная:

Томас Манн "Тонио Крегер"; Мопассан

8. Любимый цвет: зеленый

9. Поэт: Пушкин

10. Кинорежиссер русский: ? нет.

11. Зарубежный: Брессон

12. Любите ли вы детей: Очень!

13. В чем органика женщины: в подчинении, в унижении во имя любви

14. Мужчины: в творчестве

15. Масть женщины: рыжая!"

(3 января, 1974 год)
Цитаты по:
(http://www.rg.ru/2008/02/21/tarkovsky.html)  

N.B. ...

< здесь был flash-ролик, но импорт с livejournal.com не позволяет его показать >

(Адрес ролика:
http://youtube.com/watch?v=2-DMQM9btPE)

Сегодня на Новодевьчьем кладбище похороны знаменитой советской балерины Н.Бессмертновой. Да-да-да, не гнушаюсь слова "советской, русской балетной школы", жены Ю.Григоровича, который был дне нее, как Г.Александров для Л.Орловой, а сама она стала одним из символом той противоречивой эпохи вместе с "красной машиной" хоккейного тренера В.Тихонова, - четким, отлаженным, но живым механизмом, - необыкновенно чувственной и изящной женщиной, балериной познакомившей меня когда-то со "Спартаком" воочию. R.I.P.
(http://youtube.com/watch?v=9Z2gSeGNzyk)

daynice.livejournal.com (c)

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога