Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

воскресенье, 25 мая 2008 г.

Индиана Джонс IV и Олег Даль. О времени и о себе. Погружение в ощущения.

"Сны уходят и приходят,
Как дожди весной
Мысли как медведи бродят
Снится им покой.
Вы наверное утомились?
Баюшки-баю.
Находились, натрудились
Там, в своем краю?
Вы прилягте, позабудьте!
В серой маяте
Веселей, спокойней будте"


< И.И.А.А.Т.
Мне, лично на ошибки начхать!
А вам? Ноябрь 1971 года
Ваш О.И.Д. >


Намедни, посмотрел, наконец-таки, нашумевший четвертый фильм "Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа". Впечатления самые позитивные. Хорошее семейное, приключенческое кино, в котором нашлось место и пародии на известные фильмы прошлого, и на исторические загогулины настоящего, и на отголоски знаний, нравственных ценностей, мифов, заблуждений и артефактов времени.

Да, может быть, продолжение слабее предыдущих серий, но жанрово и стилистически выдержано, разве что новых идей и решений - нет, зато - спародирована масса фильмов, а героиня "злой русской" Ирины Сталько (К.Бланшетт) - почти что... точная копия Ксении Онопп (голландки Ф.Янссен в бондиане "Золотой глаз").

Сегодня День рождения Олега Даля. Одного из самых талантливых, пронзительных, метеоритов, героев нашего времени, промчавшегося так быстро по небосклону нашего театра, кино, и... вонзившегося с болью в землю. Моего любимого актера, личности, творца. 

Вот то, что происходит
в моей душе сейчас, примерно,
если внимательно посмотреть в глаза
артефакту как в "Индиане Джонс"...

< здесь был flash-ролик, но импорт с livejournal.com не позволяет его показать >

L`ephemere - Alexandre Desilets

Адрес ролика:
(http://www.youtube.com/watch?v=W_cDj0vL1dE

МАЛЕНЬКОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ...

(навеяно дождливо-холодной погодой
за окном, +8)


О доблестях, о подвигах, о славе... О структуре мифа лучше прочесть у Ролана Барта (здесь), он это сделал гораздо раньше, точнее и мудрее меня. У каждого народа он свой, как и своя мифология, сказка. Стремительно летящее время девальвировало образ романтического героя, "рыцаря без страха и упрека", сражавшегося со всеми, но обладавщего нравственными ценностями и ориентирами(!!!), будь то солдат, или принц, "король лир" или рефлексирующий персонаж ушедшей современности из "утиной охоты", в своем отчуждении, непонимании, неприятии другими, уходящий в свою жизнь, как в свою сказку, иногда с фатально печальным исходом. При всей разности и непохожести друг на друга, я имею ввиду Х.Форда и О.Даля, одного из любимых американских актеров и, любимейшего нашего актера театра и кино, драматурга, поэта нашего недалекого времени, которое come back again.

Образ гламурного героя, крушащего все и вся на своем пути, через вонь, кровь, боль и страдания, обязательно показанные крупным планом, с намеренно натуралистичными сценами жестокости и садизма - герой не моего романа. Он фальшив, не искренен, изворотлив, противен, в нем не осталось критериев добра и зла. Он запутывается и не найдя выхода, тоже оказывается перед фатумом. Только мне его не жаль, совершенно. Его переживания меня абсолютно не трогают, а игра оставляет равнодушным, всецело. Здесь речь идет, прежде всего, о наших доморощенных "гениях" С.Безрукове и, как ни печально, Е.Миронове, все больше скатывающемся из "Идиота" в образ гламурного с патокой страдания на лице, персонажа, прочно осевшем в глянцевом кино про разведчиков и репрессироанных - на потребу дня, залихвацки "игроцки", не по-детски, по-компьютерным, моделирующих и смех, и слезы, и любовь (сериалы "В июне 41-го" и "Апостол" чуть "не похоронили" для меня этих актеров).

ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ
(послесловие)

Я никогда не был особенным поклонником фильмов об Индиане Джонсе, но с интересом смотрел их. В них есть своя сермяжная "правда вымысла, МИФ" своя философия "тайного знания и камня" (от поисков Священного Грааля до Хрустального Черепа). В них не надо искать исторической достоверности. Это - эксцентрическая приключенческая комедия-комикс, с яркими картинками, стильно сделанная на манер пародии фильмов 60-80 г.г. про шпионов и диверсантов (сериалы "I Spy" и "Напряги извилины") с отголосками фильмов 90-х (фильмов про Джеймса Бонда - "Золотой глаз", "Чужие", "Лару - расхитительницу гробниц", "Звездные войны", и многие другие).

Сам фильм, казалось бы, полная историческая околесица и чушь, ахинея несусветная, н только совсем без чувства юмора у советского - российского человека, могущая вызвать неприятие и отторжение. Ну, полноте, посмотрите наши "Код Апокалипсиса" или "Личный номер" - тот же "вестернизированный" или "остернизированный" комикс, только снятый задорого, с дешевой и примитивной "иллюминацией идеей" противостояния и поиска врагов среди чужих. В Индиале IV - этого нет, есть вестернизированный МИФ. Много забавностей, веселостей, условностей, "мозги отдыхают", пробуждаясь на аллюзии и пародии

Индиана Джонс IV - талантливый профессор и археолог, попадающий "под раздачу" и от советского КГБ, и от своих соотечественников из ФБР и ЦРУ (нелепая пародия на времена маккартизма, гонений и "охоту на ведьм", поиску врагов среди коммунистов и т.д. "Его года - его богатства" (мне бы так сохранится до "возраста седин" и так неустанно жить, трудиться и отдыхать: в 64 года (!!!) "раскидывать" врагов и ... мозгами - одной левой, выполнять самостоятельно трюки, сражаться на кладбищах и в джунглях, собирая артефакты, расшифровывая письмена, и... панически боясь змей, в болоте - не тонуть, и "с грузом семейных и отцовских проблем" бороться:))).

Главную отрицательную героиню, сексапильно застегнутую на все пуговицы, брюнетку с каре в черных очках, - Ирину Сталько, полковника советской армии, сталинскую любимицу (не важно, Сталин умер в 1951, а действие разворачивается в 1957), академика парапсихолгии, безупречно фехтующую то ли на сабле, то ли на рапире, с успехом играет К.Бланшетт. А как она сексуально-эротично "взбрыкивапет", вися на "ветке-лиане", в кадре во весь экран, отбиваясь от рыжих муравьев-убийц, чуть было не заползших в то самое интимное место, о котором мы только догадыаемся:-). Нет смысла перессказывать содержание сюжета, все кончится хорошо и хэппи-эндом.

Да, еще есть инструкция от Индианы Джонса - как выжить при ядерном взрыве (залезть в холодильник типа "Розен Лев"); взаимообратные "погони" (в общем-то фильм: одна сплошная погоня - "за магическим черепом" - "ты убегаешь, - я богоняю, "Берегись автомобиля", романтика!)); советские солдаты, за кадром якобы "истребляющие" туземцев, лихо отплясывающие у костра и палатки, стреляющие как "ворошиловские стрелки" - "в молоко"; "окультуренный мордобой"; "чудоковатый профессор" в дебрях Амазонки а ля "капитан Грант"; переросток-сын Индианы Джонса и его похищенная любимая, вышедшая замуж за другого, но возратившаяся к нему. И все. Для однократного просмотра - вполне достаточно, для любителей жанра - многократного, - хотя по мне, это перебор.

P.S. ...

- Печальные годы. Похоже судьба в определенный момент начинает отбирать свои подарки.

Есть в фильме такая реплика, при увольнении Индианы Джонса IV из университета. И есть гнетущее погружение в ощущения, "возвращения эпохи 50-х - 70-х", return. Самый кассовый по сборам в Америке и вроде у нас хороший "фильм-комикс-микст" (с коммерчески выверенной составляющей) повторяет канву прошлого: опять непонимание и противостояние систем и государств, а талантливому человеку податься некуда (будь он профессором, рыцарем, сказочником). Его не принимают, отторгают, боятся. Или - уходить в запой, или бежать в миф, сказку. Равнодушие общества к талантам губительно для личности.

Только в американском экшене-комиксе "Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа" это понимают, поэтому нравственные критерии, семейные ценности - идут латентной, но яркой "тонкой красной линией", а в наших фильмах-стрелялках - натужно психопатологичего патриотического уклона, типа "Апостола" - этого нет, оборваны концы и критерии ценностных ориентаций, фатум неизбежен. Отсюда и пустота, мучительная и страшная, безвременья и бездуховнсоти, вкусовщины посредственности, глянца и гламура для обывателя.

"Отрыжка времени" - Евровидение-2008: несуразная победа Димы Билана, безголосой посредственности, а толпа - снова радуется и в экзальтации ликует. ВОТ ОНА - ЛИКУЮЩАЯ ГОПОТА, ПРОДУКТ И ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ ВВП. Им похоже, уже все равно, от чего патриотизм испытывать: от настоящих и вымученных спортивных побед или - от картонных, однако идеология примитивизма и оболванивания населения работает успешно, но "не буди Лиха, пока оно тихо"... "Сегодня Страдивари тоже выступает за сборную России", - сказала ночью О.Шелест, телеведущая церемонии на телеканале "Россия"). "Бедный Йорик", Бедный Страдивари, знал бы он "для кого яблочко" Шариков играет и поет, для кого извиваясь на льду многократный чемпион мира пляшет! 

Кстати, у тех, кто оправлял SMS-ки за Ани Лорак из Украины - они прошли, у меня - нет, вернулись орбратно после окончания голосования, может случайно, может "наши мухлюют"?!

N.B. ...

"Дождь длиннющими
Пальцами в звонкие
Крыши колотит.
Я в бессоннице утонул,
Как в болоте... 

Серый колодец
С окнами в никуда.
Какая-то дивная песня
Звучит и звучит,
И бьется о стены.
Так и будет всегда?
Так и будет всегда".


< < strong >НЕУДОБНЫЙ ЧЕЛОВЕК,
1977 год >
Олег Даль  

daynice.livejournal.com (c)

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога