Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

суббота, 13 декабря 2008 г.

“Плюс один”. ПОТОМУ ЧТО !!!

“Фильм – Счастье” – слоган картины…
Право, лучше и не скажешь! Браво, Актерам и Режиссеру!


Изумительное кино! Они хотели снять добрый и хороший фильм, они его сняли. “Арт-хаус” ли это для русских, или легкая, французская европейская мелодрама… Да не важно, суть не в том! Картина как Женщина - Самая Настоящая! Она - об успехе в жизни, о способности преодолевать себя, видеть дальше кошелька, дарить и принимать, впускать в себя Счастье; быть открытой для нового, избавляясь от комплексов и страхов, от цинизма жизни; ломать в себе стереотипы крепостнического и патриархального мира и уклада.

Я “плевался в потолок и в экран” от ужаса и лицемерия авторов, когда смотрел фильм “Русалка” (рецензия здесь, ставя вопрос ЗАЧЕМ?), продолжающий традицию “Глянца” и философию МакДональдса, которые я ненавижу, в погоне за богатством внешнего мира, даже “в инвалидной коляске” или у людей с синдромом “дауна”. Там - мерилом всего была коммерческая составляющая и расчет. Здесь + 1, нет + 1000, нет даже + 1 000 000 улыбок счастья, и свои симпатии и путевку от России на “Оскара” я бы отдал не фальшивой насквозь “Русалке”, а картине “Плюс Один”, отвечающей на вопрос: ПОТОМУ ЧТО! Это – фильмы антиподы и по смыслам, и по содержанию, и по манере говорить со зрителем! Русалка – опускает, Плюс Один – поднимает.

“Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”. В фильме “Русалка” торговали Душою, “приторговывали”, а здесь, в картине “Плюс Один” – ДАРЯТ СЧАСТЬЕ! Ну да, за некоторые деньги… Сколько стоит… зрителю сходить в кино и заплатить не за кровавый боевик с извращениями и морем крови, а за обретение внутреннего счастья, или это полагается ДАРОМ, смотреть по ТВ, скучно?! А сколько стоит… героям нанять и приставить к приехавшему иностранцу-кукольнику для фирмы переводчицу и шофера?! А сколько, студентам стоит попасть к иностранцу в группу для занятий по актерскому мастерству с куклами, чтобы потом он выбрал четырех лучших и взял в постановку?!

Маша - литературный переводчик - “Ж. за-“, живущая в замкнутом мире дома и работы, отформатированного пространства ночного города, становится переводчицей и сопровождает Тома, странного английского субъекта, “с куклой на руке”. Куклу зовут “Дигги”, она – его “СОВЕСТЬ”, как чревовещатель его голосом говорит за него, о нем или о том, что услышать или сказать для кого-то трудно, или кому-то боязно. Кукла напоминает голову лягушонка Кермета из “Маппет-шоу”. Это – и диалог странноватого Тома с самим собой, и “alter ego”, а, по сути, – и диалог от второго лица с целым миром!

Том – веселый малый, странный, чудоковатый, разбитной, - такой противоестественный для всей нашей культуры, для обычных людей, обывателей, мерилом жизни которых являются условности, как для руководителя фирмы в исполнении В.Ильина. А Том… не наш, не от мира сего, он учит молодых актеров, на тренингах: и пластике движений; и тому, как двигаться и играть; как поднимать руки; как не бояться; как делать куклу, как выбирать ее, как жить с нею на сцене. Поначалу, Маша сухопаро и буднично только переводит, однако делает это формально, как работу, машинально, не то. Без души, от накопившейся усталости (у нее есть заказы, успеть бы). Однако Тому удается вовлечь ее в совершенно другой мир. Как?! Очень просто: комедией ошибок, забавных ситуаций, хорошей провокацией – ироничной и не злобивой, в результате которых героиня преображается, и, кажется как Спящая Красавица пробуждается от дремоты жизни.

- Вы верите в Сказки?! Вы Любите сказки?! Вы считаете Сказки – уделом только детей, полагая, что они ни чему не научат? Вы – ошибаетесь, Вы – убоги и мне Вас искренне жаль! Фильм “Плюс Один” – не сказка, но построен по канонам сказки. На “Закрытом показе” у Гордона на “Первом канале” вспоминали “о структуре” русской волшебной сказки”, труды В.Проппа. (здесь)
Но мне кажется, это не совсем так. Фильм – шире, при своей абсолютной легкости и не назидательности, он цепляет и окрыляет не только этим!

Сюжет предугадывается, а финал остается открытым, хотя предельно ясным, заканчивая повествование. “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!”. Фильм – не сказка, он – РЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ, для людей, которые также живут в этом мире, и, которым, иногда везет. Их ожидает ВСТРЕЧА с неизвестным, которая может изменить или видоизменить их жизнь и мир вокруг! Это - “Кометрагедия”, даже, а не “Трагикомедия”… А по жанру, скорее всего, - ЛИРИЧЕСКАЯ БЫЛЬ-ПАСТОРАЛЬ, сочетающая и эклектику стилей, и игру волшебных образов и деталей, ярких, запоминающихся, не гламурных и не фальшивых!

Режиссеру и соавтору сценария Оксане Бычковой и автору сценария Нане Гринштейн удалось в предсказуемом в общем-то по сюжетной линии фильме воплотить МЕЧТУ О ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЕ, О ГАРМОНИИ ДУШИ И НУЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭТОМ МИРЕ… и.. экранизировать очень русскую, очень нравившуюся многим песню А.Пугачевой “Этот мир придуман не мною”… Есть и проблема соприкосновения с иностранцами, с их культурой, с восприятием их мира… Аналогии… ИХ “Трудности перевода” и НАШИ: “Чокнутые”, “Московские каникулам”, “Невероятные приключения итальянцев в России”…

Актеры… Потрясающая игра Джетро Скиннера (Том) и Мадлен Джабраиловой! Иностранец (Д.Скинерр), который улыбается не по-нашему, но не голливудской улыбкой, а потому, что раскрепощен больше, чем мы; не забит, не так замордован жизнью, хотя чего ради, он едет в Россию, потом его кто-то вызванивает и что-то срывается с контрактом. Короче, он РАБОТАЕТ, весьма скрупулезно с людьми, пытаясь их научить, но остается человеком и в работе, и в жизни! Он – не бездушен, да, он и играет, и живет, и свободен от предрассудков и условностей. Это и раздражает тех, кому претит ИГРА, СВОБОДА ЛИЧНОСТИ… Он - не идеал, и не только английский Пигмалион для своей русской Галатеи; он проваливается в сон, сразу по приезду в отель, или ходит в разных носках, или “открывает голым”, - и провоцирует, и соблазняет.

Мадлен Джабраилова (Маша), которую в студии “З.П.” сравнивали чуть ли не с игрой Д.Мазино из филлиневского фильма “Ночи Кабирии”) не верит, не замечает, не мечтает, не клюет и не ведется по началу, не хочет верить, а потом… Вглядывается, вчувствуется, проникается… и влюбляется. Смеется и улыбается, даже ревнует, но ВЛЮБЛЯЕТСЯ… Ее настигает и окрыляет даже не любовь (фильм не о любви, не столько о любви)… Она не осознавая – осознает; не понимая – понимает и делает; скорее догадывается, интуитивно, что можно БЫТЬ ДРУГОЙ, ЖИТЬ ИНАЧЕ! И замечать вокруг себя больше, чем… И не пугаться собак (как людей), которые норовят “облаять” тебя, вдруг появившись из-за угла, как из подворотни, и ты попадешь ногой в лужу (намек, “сядешь в лужу”).

Детали… Собаки – блестящая, образная деталь, метафора, одна из… найденная режиссером и сценаристом. Именно, когда Кукольник берет за руку Переводчицу и смело проводит ее прямо под носом у собак, - смело, вперед, и начинается ее преображение. В троллейбусе она вдруг начинает замечать “не таких людей”… как “клоунов”, то спящих на сиденье, то друг на друге, то головами “набекрень и поперек”, вытворяющих такие позы… Правда ли это, или так играет ее воображение, дополняющееся игрой на экране?! Не важно, но суть – она улыбается, это ее первая улыбка за фильм! И все это под музыку “Голубого Дуная” Штрауса, типа кавер-версии на барабанах и банджо, легко, смешно, впечатляет! Музыка танго, иногда прорываясь в картине, создает настроение… Впечатление… Тихое, проникающее, грустное, и от того иногда щемит и берет за душу!

В фильме есть всего две постельные сцены. Деликатные и "поясняющие". Первая, - когда Маша “тащит на себе” в отель притомившегося, и как бы напившегося иностранца (возможно, притворяющегося), а наутро просыпающаяся счастливой в его объятиях. Вторая, – когда напившуюся Машу, “с горя”, приревновавшую героя, сказав после первой ночи – это была “наша ошибка”, - к другой, певице, герой относит сам в отель, и просыпается с ней под утро, возможно даже и “не переспав” с ней… Между сценами весь фильм. После второй – герою нужно улетать, восвояси. Имхо: разоблачившись, сняли “условность рабочих одежд”; смогли, “потеревшись попами друг о друга” (как в джинсах на мосту), проще ли понимать, но максимально требовать? От русской женщины – переспал, значит женись, - а иначе. Не назидательность. Не конформизм. Не условности, а то, что обнажает жизнь и пугает некоторых в картине. А тогда ради чего?!

Открыть тело, оказывается, - не значит открыть душу; проникнуться симпатией и влюбиться – не значит – полюбить, но и это уже много! Не заслуга только героя, что он расколдовал “Спящую красавицу”, только не своим поцелуем и телом, а своею жизнью как игрой – реальной, человечной, проживающей, соприкасающейся, умеющей отвлекаться и чувствовать, что внутри. И КУКЛЫ - в помощь, потому что только в “игре” можно отрешиться от условностей. Эта – мегадеталь картины, а есть еще детальки и эпизоды. Про собак и музыку уже говорилось вскользь. А есть и милиционеры, вроде бы, такие “добрые”: то конфетку героини дарящие, ошибаясь этажом подарок для начальника героине доставившие; то баллончиками – на асфальте рисующие: “Маша я Тебя люблю!”

“Милиционеры”, как и “собаки” - из другого мира, как сублимированный “образ страха”, зажатости главной героини! Она, уже счастливая вдруг вздрагивает, когда слышит звук уазика, - еще бы, так любой русский вздрагивает, когда “ОНИ” подъезжают, или заглядывают в глазок квартиры. Если “их” видишь, то жди беды, или опасности, как от “собаколюдей” – лая и хая, осуждения и т.д.. Фильм не развенчивает мифов, что “менты” - тоже есть хорошие, он просто показывает:

НЕ БОЙСЯ, НЕ БОЙСЯ БЫТЬ СМЕШНОЙ/СМЕШНЫМ И САМОЙ/САМИМ СОБОЙ! Не бойся себя, и тогда жить станет легче, и даже страхи не будут казаться такими давящими и паническими, а жизнь столь депрессивной и безнадежной от рутины. И тогда, границы восприятия и горизонты сознания раскроются!

Фильм начинается и заканчивается сценами встречи Маши с клоунами, “промышляющими” фотографированием внезапно вырванных людей, чуть ли не насильно на улице. Вас бы так вырвали?! Прореагировали, как наверное, Маша, до знакомства с кукольником, да еще ночью. А потом?! А потом, в конце фильма, днем к ним за фотографией приходит уже “Другая Маша”, которая как ребенок радуется своим ТЕМ нелепым фоткам, а настоящий ребенок поливает ее из водяного автомата, и ей смешно, она радуется, и как бы “очищается” его “водой из автомата”. А актеры, как … “могильщики” из “Гамлета”, - обсуждают за жизнь, бабки, работу. Только у них … инструмент и инвентарь другой – МАСКИ КЛОУНОВ. Фильм и о КАРНАВАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ, о чем писал М.Бахтин, о том, что так хорошего известно ТАМ, на Западе, и чего лишены МЫ… Свободы - в проявлении чувств, эмоций, способностей и талантов! Потому что – зажаты, закрепощены (не путать с развращенностью!)

- Вы слишком серьезны, господа! Умное лицо еще не признак ума… Парафраз “Тот самый Мюнхгаузен” с Олегом Янковским, который тогда раскрепостил целое поколение. Здесь другое, и еще один парафраз - “Старая, Старая сказка” c Олегом Далем, нашим кукольником, который в грусти тоже оставил принцессу, дочь трактирщика, показав ей, что есть другой мир. Да, это опасно и жестоко – предъявить, показать, чтобы потом уйти. Но, это ПРАВДА!

Сила фильма “Плюс Один” в том, чтобы задуматься; взглянуть на реальный мир - шире, чем просто на прагматизм или сказку. Уровень притязаний – ДРУГОЙ: смысл бытия. И требований тоже – и к миру, и самому себе! И потому расставание главных героев – грустное, но светлое, как и простор для фантазий и возможности взглянуть на мир иначе… Ведь… “Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной”… А ты попробуй! Попытайся, и может быть, тебе повезет обрести Счастье! Когда Ты нужен Миру и Мир нужен Тебе не за что-то, а ПОТОМУ ЧТО…

Фильм заМЕЧТАтелен еще и тем, что ОПРАВДЫВАТ ЖИЗНЬ, избавляя от депрессивно-иллюзорных ассоциаций, когнитивного диссонанса, комплексов неполноценности, страха и вечной неудовлетворенности. Он не уводит от проблем, а позволяет посмотреть на мир – с широко раскрытыми глазами, действовать иначе. По-другому! И это прекрасно! Вдохновляет! Как самолет может взлететь ввысь как ракета, оставляя за собой след, так и Человек… жить!

Лучший антидепрессант сезона!

(отдельное спасибо
info
yanatvr
 - за наводку на фильм,
посмотреть/скачать можно здесь
http://24kadra.com/2008/09/11/plyus-odin)  

… “Придумано не мной,
Что мчится день за днем,
То радость, то печаль кому-то неся.
А мир устроен так,
Что все возможно в нем,
Hо, после ничего исправить нельзя.

Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной.
Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной…”


daynice.livejournal.com (c)

2 комментария:

yanatvr комментирует...

Оффтоп. Расскажи мне, как ты копируешь сюда с жжешки посты? Я здесь блог завела, а как посты старые накидать не знаю...

Daynice 2 комментирует...

... через blog.ru... зарегистрируешься там и все поймешь, кстати, по поводу он-топ... я бы тоже не отказался бы...

И, кстати, зафредить меня здесь не забудь, pls.)))

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога