Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

пятница, 13 февраля 2009 г.

Пятница, 13: от басни до Барби.

- Вам для чего эта коробочка? - вполголоса спросил Никита.
- Это коробочка для кукольных перчаток, - ответила Лиля серьезно,
- Вы мальчик, Вы этого не поймете.

(А. Толстой, "Детство Никиты")

... а я понимаю, понимаю, пытаюсь понять, стараюсь представить...

Удивительные дни переживаем, вернее месяцы: "double trouble", - то есть "зеркально" март повторит по дням недели февраль, разве что будет на 3 дня длиннее, так что нас ждут еще и 2 "пятницы 13" подряд. Интересно, обойдется только копиями чисел и дней?!

На календаре в эти дни, среди юбилеев соседствует в этом году: героика и архаика, комедия и трагедия, и почти "все попарно", в одном флаконе, мистика какая-то: 50-летие куклы Барби и 240-летие со дня рождения "дедушки Крылова", а рядом - 75-я годовщина раздавленного льдами парохода "Челюскин" и 105-я годовщина гибели "Варяга", несколькими днями ранее. Славные, героические страницы и символы, предметы, архетипы, перевернувшие мир.

С Барби меня познакомила ... моя крестница. Нет, об их существовании я знал и раньше, но с ее взрослением, пришлось окунуться в этот мир, т.к. ребенок очень хотел, собирал коллекции, и любимая моя маленькая девочка порассказала мне столько и такого! А с баснями Крылова, наверное, я познакомился примерно в то время, в которое она - с куклами Барби. Мне много читали, начитывали дома, я их обожал с детства, взахлеб слушал, мог заучивать и цитировать большие фрагменты, куски, даже при поступлении в школу на собеседовании читал "Ворону и лисицу".

Окунуться в мир "барбоведения" пришлось не только под несомненным влиянием крестницы, но и "от противного": работа столкнула меня с проектами, посвященным "коллекцией О.Вентцель", удивительных кукол, и, вот, отталкиваясь от совершенно другой стилистики, захотелось узнать больше, о разнице, об эклектики мира кукол сродни – миру басни. А, может, еще и потому заинтересовался, что родился в один день с корифеем театра кукол С.В.Образцовым…

ПРО БАРБИ...

Две книги о Барби произвели на меня грандиозное впечатление. Первая, Линор Горалик. "Полая женщина. Мир Барби: изнутри и снаружи" - вскрывала "как скальпелем хирурга" мотивацию выбора девочек девушек, женщин, к психологии которых нам мужчинам всегда хотелось хотя бы прикоснуться, а вторая - Людмилы Петрушевской "Маленькая волшебница. Кукольный роман", наполняла "их куклы" нашим смыслом и глубоким содержанием. “Наши” Барби ведут себя по-другому, некоторые (не все, но достаточно) эксплицируют не просто атрибуты комфорта и красоты, но пытаются адаптировать сказку к реалиям, а при всей похожести, реалии с Западом у нас - очень разные.

"Я считаю возможным воспринимать Барби как своего рода зеркало западной цивилизации, причем зеркало с неожиданной, но очень полезной кривинкой: цивилизация эта отражается в нем, как если бы она была кукольной. Мир Барби — это наш мир, каким бы он был, будь мы куклами — существами, лишенными в равной мере сомнений и недостатков... Дело не в ней, дело в нас. Это мы раздражаем себя своим навязчивым следованием моде, или карьеризмом, или беспокойством о собственной внешности, или тем, как мы строим семейные отношения, или наконец тем, какие игрушки мы выбираем для своих детей. Это наш мир отражается в безопасном, небьющемся зеркале ее крошечного розового трюмо. "Звездная помолвка" кукол длилась 43 года. И — увы! — привела к разрыву: в 2004 году Барби вернула Кену кольцо. Несомненно: и на сей раз "в зеркале розового трюмо" отражены живые мальчики-девочки. Включая 45-летних". То есть, 50 лет от роду и 5 лет как в разводе...

(Линор Горалик “Полая женщина. Мир Барби: изнутри и снаружи”)
(http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GORALIK_Linor)

"Так получилось, что Барби осталась одна. Ее маленькая хозяйка выросла и уехала, игрушки, сложенные в ящик, перекочевали в чулан, потом в квартире появились новые жильцы и вынесли ящик на помойку. И никто не знал, что Барби, лежащая на дне ящика, волшебная. Тут-то и появился старик, который ходил по помойкам в поисках старых вещей. Старик когда-то был столяр и мебельщик, потом заболел, почти ослеп и все делал теперь только на ощупь. А на самом дне лежала маленькая грязная кукла в ветхом платье и с гривой замусоренных волос. Старик помыл эту куклу с мылом, окунул ее в тазик вместе с платьем и прической. Он действовал очень бережно, он большие надежды возлагал на эту куклу, думая продать ее за бешеные деньги в субботу на рынке.

Когда она отмылась, он внимательно рассмотрел ее через свою толстую лупу... С такими мыслями старик заснул, а Барби вскочила с подоконника, где сохла, и нырнула в ящик с игрушками. Она-то знала, что там лежит железная коробочка из-под леденцов, в которой еще бабушка ее девочки-хозяйки хранила иголки, нитки и всякую дребедень. Барби подобрала пуговицы и быстро их пришила, а как не спрашивайте, ведь она была волшебная!"

Старик не продал Куклу, назвав Машей, и началась фантастически трогательная и душераздирающая история, очень проникновенно написанная Л.Петрушевской. Такую книгу очень советую дарить вместе с Барби - подрастающим девочкам, деушкам, женщинам, есть такие любительницы, вне связи с возрастом, чтобы вместе с материей воспринимали и дух.

Людмила Петрушевская. "Маленькая волшебница. Кукольный роман".
(http://www.fidel-kastro.ru/petrushevskaia/petru3.html)

ПРО БАСНИ...

И никакой он был не "дедушка", а то "добрый дедушка Крылов" - миф. Поднявшись почти из самых низов, завоевав доверие публики кропотливым трудом, писал далеко не только басни, но потомки - запомнили его по ним, а современники знавали и как игрока и фаталиста по жизни, Иван Андреевича ценили и побаивались даже великие мира сего, хотя поначалу якобы был казус, описывавшийся современниками как анекдот, что его представили во дворце, а он "пустил струю", пардон, и пришлось строчно "менять панталоны".

"Мои звери меня защитят", - говорил он, и точно защищали, по крайней мере, от казематов Петропавловки и от "всевидящего ока всеслышащих очей - царьков всея Руси", помогал и эзопов язык басни, и ее "семантический зооморфизм" :))) Иногда Крылов - не писал, будучи трезвомыслящим человеком, на плаху как-то идти не хотелось, потому и переждал и смерть царька Александра I, и восстание декабристов и лишь потом, постепенно "по басенке" застрочил "машинкой". Трезвый, расчётливый ум, "береженого Бог бережет!" Писать "вполоткрыто" и "говорить не проговариваясь", по выражению П.Вяземского, как это нам и сейчас знакомо! Поэтому, услышав на маскараде в Зимнем дворце от Николая I, панибратски грубовато, как было принято в царской фамилии по отношению к холопам, похлопавшего его по плечу, со словами: "Пиши, старик!", - больше не написал ни басни, а когда спрашивали, мол, почему не пишет, то отвечал: "Потому, что я более люблю, чтобы меня упрекали, почему я не пишу, нежели дописаться до того, чтобы спросили, зачем я пишу".

Прошло 240 лет, и вот уже в наши дни И.А.Крылов стал снова подцензурен! Только не Александром I и Николаем I, а Путиным и чиновниками с телеканала "Культура", вырезавшим из телевизионной версии юбилейного вечера, посвященного 10-летию телеканала басню И.Крылова "Пестрые овцы" в исполнении блистательного актера, режиссера, чтеца М.Козакова. То же мне, басни диссидента нашли! Но, поди ж ты, и правда, - вот что значит острота художественного слова, даже сегодня власть и чиновники путинского времени боятся художественных образов и слова "дедушки Крылова"!

"Лев пестных не взлюбил овец...
...................................
"Всесильный Лев!" - сказал, насупяся, Медведь:
"На что тут много разговоров?
Вели без дальних сборов
Овец передушить. Кому о них жалеть?"
Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови,
Смиренно говорит: "О, царь! наш добрый царь!
Ты верно запретишь гнать эту бедну тварь -
И не прольешь невинной крови.
Осмелюсь я совет иной произнести:
Дай повеленье ты луга им отвести,
Где б был обильный корм для маток
И где бы поскакать, побегать для ягняток;
А так как в пастухах у нас здесь недостаток,
То прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдается,
Что род их сам собой переведется.
А между тем пускай блаженствуют оне;
И что б ни сделалось, ты будешь в стороне".

Параллелей с нашей сегодняшней жизнью было не избежать: басня про царя зверей Льва и его "советчиков-сподручных" Лисы и Медведя била в точку и тогда, и сейчас: теперь цензор от "Культуры" усмотрел в ней намек и на отношения власти с оппозицией, и на подавление несогласных, и даже, чуть ли не на события в Чечне! А ведь "Пестрые овцы" изначально были посвящены лицемерной политике императора Александра I и его окружения, считающих необходимой видимость законности, чтобы заслонить ею произвол и беспредел, почти как сейчас, при власти и на троне. Цензура запретила ее к публичной декламации, тогда – в салонах, теперь – на ТВ.

И еще, говорят, что во время похорон И.Крылова, один из прохожих спросил идущего за гробом поэта Н.Кукольника, типичного реакционера эпохи, сродни С.Михалкову вместе со всем его “плодовитым семейством”:

- Кого это хоронят?
- Министра народного просвещения.
- Как министра? -удивился прохожий. - Министр просвещения, господин Уваров, живой, я его сегодня видел.
- Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов.
- Но ведь министр Уваров, а Крылов был баснописцем.
- Это их путают, — ответил Кукольник. — Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчётах писал басни.
(http://dobrayalira.ru/pages/1060)  

Вот и я думаю, чтобы написал сейчас И.А.Крылов о нынешней власти?! Времена-то, по большому счету, не изменились. В отношении царей-президентов-премьеров и царского окружения из "Единой России" к холопам и челяди?! Да и о новом министре просвещения - образования и науки А.Фурсенко, которого "почитают как Уварова" в научных и образовательных кругах, и заявления которого о том, что "высшая математика школьникам креативить мешает, долой ее из курса" смешат даже гуманитариев своей нелепостью:

"Не только пестрых там овец -
И гладких стало мало.
Какие ж у зверей пошли на это толки? -
Что Лев бы и хорош, да все злодеи волки".


(И.А.Крылов, 1821-1823...
до восстания декабристов оставалось два года...)

daynice.livejournal.com (c)

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога