Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

среда, 15 октября 2008 г.

"Балет и власть". 4 теленовеллы на "Пятом канале". Не пиарю, а Очень Рекомендую к просмотру!

Неожиданная, нежданная телевизионная радость! О балете - на ТВ! Устами профессионалов, с изюминкой, красиво, изящно, легко, чуть-чуть "с желтизной и сплетнями" (куда сегодня без этого), порой, противоречиво (вторая серия понра... больше первой), но в целом более чем прилично! Не пропустите, осталось еще две: в 22-15 на "Пятом канале".

Речь о коротком документальном сериале, идущем по 5 каналу Санкт-Петербург "Балет и власть", который, на удивление, смотрится! Не только и не столько об отношениях "госвласти и балета", сколько об атмосфере, ауре, попытке создать аутентичность времени...

О реалиях зарождения и развития традиционной школы русского балета эпохи просвещенного абсолютизма и новых веяниях, до и после революции, танца, костюма, декора, судеб, личностей балета в антураже исторических событий и лиц власти, об отношении элиты и народа, кумиров и поклонников, формировании культа "бестелесности" и "отчаянной сексуальности"...

Четыре отрезка истории русского и советского балета: расцвет абсолютизма и монархии; декаденс "серебряного века"; "расцвет" советского балета до конца 50-х и "закат" советского балета до начала 90-х... В символах, людях и знаках эпохи...

Первые две серии, окрапленные символами... Матильдой Кшесинской и Вацлавом Нижинским, оставили очень приятное, но слегка противоречиое впечатление. В блестящую канву исторических событий и персонажей в первой серии, видимо, "для затравки" были чрезмерно много (имхо) вплетены достаточно большие фрагменты истории взаимоотношений прима-балерины императорского театра М.Кшесинской с представителями царской семьи, интриги и вытеснение "итальянских звезд сцены", общий антураж времени слегка задавил балетную составляющую.

Зато во второй с блеском показано зарождение дягилевского балета, антрепризы, причин и последствий разделения императорского, классического и авангардного танца, через воспоминания, дневники, впечатления лиц живших тогда и экспертов - танцоров балета, руководителей трупп из России, Франции, оценивающих это теперь, из нашего времени.

Интрига фильмов не только в слаженной работе режиссера, сценариста и оператора, в увлекательной, игровой форме интетеймента рассказывающих об истории русского и советского балета, но как-бы в антитезе, в противопосталении, выбранных символов эпохи. При том, что так у авторов получается: женщины-героини - отстаивают "имперскую составляющую классического балета" (Кшесинская и Уланова), а мужчины - герои (Нижинский и Нуриев) - новаторство в танце, сопритивление догматам, и все это на фоне исторических событий и катаклизмов (чего стоят хотя бы записи из дневников о событиях 9 января 1905 г., первой русской революции или появления Думы и двух центров власти, параллельно с двумя центрами притяжения балета!) И все это с приятной графикой и вплетением рисунков, кадров кинохроники и современных постановок, и слишком порезанными фрагментами (увы, недостаток) короткими, как очередь из автомата, интервью балетных звезд прошлого и настоящего.

Вольная хрестоматия русской и советской балетной жизни, видимо, должна помочь нам понять, почему это искусство стало визитной карточкой и России, и СССР как "империи" ("и даже в области балета мы впереди планеты всей"), и что искали "в свободном полете" фантазии те, кто пытался отступить от канонов.

И все это, в столкновении с прозой жизни, с переломами истории, с людьми от власти, курировавшими балет, патерналистски настроенных и не очень разбиравшихся в нем, искавших своих любимчиков, плетущих интриги, сети заговоров и т.д.; про балетные школы и знаменитых балерин, прим и премьеров, постановщиков, личностей мегамасштаба и величин, от М.Петипа до Дианы Вишневой; от государей-императоров и меценатов, до вождей, генеральных секретарей и наркомов.

О команде... Отельно хочется поблагодарить ведущего цикла Сергея Вихарева, солиста Мариинского театра, заслуженного артиста РФ, обладателя "Золотой маски" как лучшего хореографа за... слегка ироничное "введение в балетоведение" и динамичное повествование.

Всю команду - за сюжет, который, раздробляясь, тем не менее почти всегда не теряет ритма изложения, соединяясь в конце в причудливое, единое целое, подволя черту определенному времени, эпохе, оставляя пищу для споров и размышлений. Разве что, с символами времени, многие профессионалы, любители балета и балетоманы очень даже поспорят (в приоритете Вацлаву Нижинскому, а не Анне Павловой, выборе Галины Улановой как лица "зародающейся эпохи советского балета, а не первой "Красной Жизели" Ольге Спесивцевой). Но о вкусах - не спорят, или наоборот, спорят и еще как! Так же как и о симпатиях и предпочтениях к тому или иному балетному дарованию у того же Николая Цискаридзе, или Фаруха Рузиматова, или даже Анастасии Волочковой (не бойтесь, ее очень немного, пратически нет, и в тоже самое время, есть и "цветет и пахнет" на экране!)

Итак... Аффтаров... Ведущий: Сергей Вихарев. Автор сценария: Юлия Яковлева. Автор идеи: Лев Лурье. Режиссер-постановщик: Алексей Е. Шутов. Монтажер: Елена Копалкина. Операторы: Андрей Алексеев, Сергей Дубровский. В фильме принимают участие:

* историк моды Александр Васильев
* балетмейстер, народный артист СССР Олег Виноградов
* заслуженная артистка России Анастасия Волочкова
* историк балета Вадим Гаевский
* костюмер "Гранд-Опера" Иветта Гранфон
* балетмейстер, народный артист РСФСР Никита Долгушин
* народная артистка СССР Габриэлла Комлева
* народная артистка СССР Нинель Кургапкина
* искусствовед Алексей Лепорк
* прима-балерина "Гранд-Опера" Аньез Летэстью
* директор балетной труппы "Гранд-Опера" Брижит Лефевр
* народная артистка СССР Екатерина Максимова
* народная артистка РСФСР Алла Осипенко
* художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра, народный артист России Фарух Рузиматов
* кинорежиссер Алексей Симонов
* премьер Большого театра, народный артист России Николай Цискаридзе

Знаете, при моде на кровавые сцены и общее ожесточение на ТВ, этот проект УДИВИТЕЛЬНО ГАРМОНИЧЕН, ГУМАНИСТИЧЕН, ИРРЕАЛЕН, радует глаз и слух, уставшие от боевиков и "мочизма в сортире" современных государственных недонанодеятелей в эпоху мирового финансового кризиса.

Возможно, сериал отчасти тенденциозен... Особенно, в некоторых местах и комментариях, субъективен, что отметят те, кто занимается и (или) занимался балетом профессионально, но оставляет приятные впечатления. Оказывается, можно снимать и такое кино, и даже показывать во вторую линейку прайм-тайма по молодому федеральному каналу. Искреннее спасибо авторам, участникам и "действующим лицам", без которых всего бы этого "балетного пиршества" не было бы!

Очень надесюь, что умные юзеры выложат фрагменты или серии на Youtube или Rutube... Если кто найдет, то пусть мне сообщит, добавлю в коллекцию!

daynice.livejournal.com (c)

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога