Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

среда, 29 октября 2008 г.

Кино и Жесть. "Все умрут, а я останусь" vs "Возьми Лопату, Копай Себе Могилу", ВЛКСМ - 90!

Краем уха, полувзглядом я застал ВЛКСМ... И не жалею, что даже успел побывать его членом. Почти, на излете Перестройки и Гласности, когда нас организованно повели, на соловьевскую "Ассу" (а вместо нее "показали" торжественное собрание, концерт и... лишь титры с песней В.Цоя "Мы ждем перемен"). Было это практически на последний круглый юбилей ВЛКСМ, как единой организации. Есть, что вспомнить, над чем - посмеяться, от чего - взгрустнуть, но не жалеть.

"Поганки не могут быть съедобными", - именно так, а не иначе я бы сформулировал слоган распиаренной и разрекламированной в СМИ картины "молодого дарования" российского кино Валерии Гей Германики, лауреата якобы аж двух премий Канн-2008, "специальной премии жюри конкурса "Золотая камера", которое угораздило посмотреть. Вторичное кино, про имбецилов -деффачек из столичных спальных районов-кварталов оказалось даже хуже, чем я мог предполагать до просмотра.

"... Из всех искусств важнейшим для нас является кино", - формулировал "вождь мирового пролетариата" В.И.Ленин. Заштампованной агиткой фразы, тогда и сейчас прикрывают "ГОЛЬ", за которой ничего не было и нет, и - ПУСТОТУ, которой повеяло сразу, на первых кадрах просмотра - на похоронах бедного котика садануло "бедной собачкой и мальчиком", которых пронзительно “жалко” из михАлковских "12". Весь фильм не покидало ощущение, что где-то все это я уже видел? Как сценарно и в режиссерском воплощении, визуально - отголосками, темами, ужасающей операторской работой (нарочито крупными планами как бы "между нами, деффачками" в гуще событий, а ля невзоровские "600 секунд"). В банальнейшей картине не про "судьбы потерянного поколения", а про "стеб над всеми", которую возвели в гениальнейшее наше арт-хаусное кино… т.н. "фикшн" и "арт-хаусные" критики, не вылезающие из "чил-аутов", сравнив операторский ряд этой "картины" с... фильмами чуть ли не А.Тарковского (извиняюсь перед памятью Великого Мастера).

Проблемы не новы. И в кино решались неоднократно, долго, тщательно и щепетильно. Каждое поколение предлагало свой взгляд и РЕШЕНИЕ. Вопросы социализации и подросткового нигилизма, конфликта "отцов и детей", отчуждения личности от общества (родителей, школы, государства), непонимания собственной роли, попытки утвердиться в жизни всегда волновали наше кино. От традиционных - "советских рецептов" до т.н. "кино Перестройки". Стали нашей классикой и "Когда деревья были большими", и "Легко ли быть молодым", и "Плюмбум, или опасная игра", и "Авария - дочь мента", и "Курьер", и "Чучело". Но вспоминаются и зарубежные картины: те же "Детки", "Кен Парк" и "Девственницы-самоубийцы", например... Все они запомнились не только постановкой проблемы, но и художественными методами, воплощением на экране, игрой актеров. ИДЕЯМИ... Что же "мы видим" (я вижу) в творении “от Германики”, которая их не смотрела вовсе или "не поняла". Еще бы, ведь "чукча - не читатель, чукча - писатель!"

СЮЖЕТ. Почти два часа экранного времени. Окраина Москвы. В понедельник "три девицы под окном" (девятиклассницы Катя, Вика и Жанна) узнают, что в субботу в школе будет дискотека (вау!), первая в новом учебном году (жесть!). Всю неделю они проживают, истово мотая нервы себе, взрослым, прикалываясь над обстоятельствам (те в ответ прикладывают их мордочки-фэйсами о тэйбл - больно, но прикольно, и вовсе даже не жаль). "Эпохальное" в их жизни событие режиссер Германика “типа впаривает нам” как "обряд инициации, посвящения во взрослую жизнь, получается в ЖЕСТЬ! Правда одна деффачка нагрубила училке и все насмарку! Дискотеку могут вообще отменить для всей школы! Не верю, Вы с таким идиотизмом в своей школьной жизни сталкивались, чтобы из-за одной “грубости - всю школу лишали?!. Дальше больше: мытарства деффачек не знают границ, когда они пытаются найти "общий язык": то со своими родителями, то с учителями и одноклассниками, то друг с другом. Каждой деффачке жизнь готовит "удар судьбы" и жирный пендель! О как!

АКТЕРЫ. Глуповато, конечно, но "проблемы" поделены и закреплены "за каждой" из трех деффачек "персонально". Так не бывает, обычно все перемешано, но гений-режиссерШИ (?!) и не на такое способен): у одной проблемы с родителями, вторая - влюблена, а третья просто хочет повеситься, пардон, повеселиться. Общее, что их объединяет: они хотят достать пойла... бухла, пойти потусить, ну и... замутить с парнями. По сюжету - "Десять нигретят", в урезанном "на троих" виде. Первой вырубается Жанна (Агния Кузнецова) - в туалете, нажравшись портвейна, споенного десятиклассницами; второй – “тупая” Вика (Ольга Шувалова) от беготни - “обкурившись пацанами”; зато "все лавры" - у третьей девицы-пофигистки Кати (Полины Филоненко, той самой, Сони Мармеладовой из ужасающе нелепой экранизации сериала "Преступление и наказание"). Биографии не прописаны, персонажи - плоские и ходульные, обезличены как обезображены, потому и обреченность чувствуется в отнюдь не субтильных телах деффачек. Они - игрушки обстоятельств, ничтожны перед миром, клопики. У героинь нет индивидуальных качеств, своего внутреннего мира. второго плана! Но так не бывает? Бывает, он нах. никому здесь не нужен, утверждает режиссер…Ша.

Бедную деффачку и мутузят родители; и дико смешно по виду (если б не было так грустно - по сути) дефлорирует в полутемном подвале циничный мальчег (тупорыло нечленораздельно говоря штампами про то, что "мож я тебя ждал как первую любофф", - как сорокалетний переросток, впавший в детство на супружеском ложе). Сцена операторски решена безобразно - можно было бы снимать и при полном свете; так, извините, не трахаются, пардон, даже "неучи". А в довершение всего ее бьет в фэйсик ногами его настоящая сука, пардон телка. Зато, пережив все это, деффачка закаляется и... с полным основанием может произнести типа слоган: "Все умрут, а я останусь", враз став самостоятельной, громко послав родаков "нах...". Фенита ля комедия! "Маленькую Веру" ничем не напоминает?! Что же здесь оригинального, когда одни заимствования?! Смысловые и сюжетные повторы разрыхленного повествования? Это модно, да? Вас это "торкает", Вам "внушает", "вставляет"? Мне - нет.

ИНТРИГА И СМЫСЛ. Как говаривал в миниатюре писатель-сатирик М.Задорнов:
"Гражданочка, Вы смогли бы полюбить РАДИКАЛА?! - Ради чего (РАДИ... КАЛА?!) Ради чего любить этот фильм?! "Бунт" кого с кем?! На свалке-истории, на помойке человеческого убожества и отношений?! Все плохие, но лучший тот, кто всех хуже. Бабло побеждает зло! Жить и выживать в клоаке надо, так как героини?! Это типичные школьницы 90-х?! Или "атипичные"?! Реали?! Тогда трындец России, только отчего-то все выживают! Да и про "школьные годы чудесные" и глупости каждый сам помнит, есть чем сравнивать. Да и таких "отлакироаванных с кукольными личиками" деффачек с крутыми бедрами, я в своей школе почему-то не припомню. Толи акселерация, то ли переростки-актрисы плохо вписываются даже физиологически в свои роли.

Деффачки-переростки со взглядом "трахнутых имбецилок" (пардон) не клянутся так в "вечной дружбе", не предают "товарища-подругу" сразу после клятвы и нападения в туалете. Не верю, - кричу вслед за Станиславским! Только гламурненькой Германике все по фигу. Ее главная беда - она все еще любит себя в искусстве гораздо больше, чем искусство в себе. И в центре фильма для нее не судьба героев и человеческое, а дешевые понты и разводки. Их она считает главной приметой, смыслом и героинями времени, снимая свой вторичный фильм как бы "Про уродов и людей". Только Людей в нем практически нет, одни Уроды. И прокричать об этом – не велика смелость и сверхзадача.

СПЕЦЭФФЕКТЫ И МОРАЛЬ. Поскольку Германика не знает, что такое монтаж, фильм снят "без ножниц" (хе-хе), как бы на стыке игрового и документального кино (хе-хе-хе). Вроде бы, как бы, на первый взгляд, даже... живо, ярко и настолько реалистично, что как раз этого самого реализма, вычернутости, кричащей внешности становится чудовищно много! Некоторые эпизоды "переиграны до абсурда" настолько, что царит звенящая свинцовая атмосфера бутафорского "тучек да тумана". Жуткий, однобокий мир подростка, истерика по поводу и без, гипертрофированное самомнение, самолюбование, глупость и безволие.

Но не шок, не эпатаж это почему-то не вызывает. Часто - становится внутренне даже смешно, что называется от такого показа жизни: "жесть как она есть". А что, если присмотреться, даже ничего! "Гламурная глянцевая чернуха"! Правда, вместо кино про социалку и проблемы отчуждения молодых, нам пытаются впарить очередное дешевое кинофуфло. Лучше бы сериал сняли, или он уже на подходе у продюсеров, по моитвам на телеканале СТС или ТНТ?!Но, ведь это не "мы такие, а жизнь такая", - пытается внушить нам режиссер, до сих пор не пережившая свой пубертатный возраст, оставивший черные отметины. И вот здесь она, пардон, ВРЕТ. Впрочем, это ее убеждение по жизни. Вот тут самое интересное, на сладкое, фрагмент интервью с режиссером и видео с ней... Смотреть всем, чтобы затянуться "косячком от Германики" и втянуться в Тему:

О СЕБЕ, КИНО, ВЛАСТИ, СТРАНЕ...
(интервью Аффтара)

— А я вот рациональная легитимистка. Поддерживаю настоящий режим.

— За что?

— Да потому что рациональная легитимистка. Короче, не нравятся, как некоторые творцы поливают власть. Говорят, что Путин — отстой. Такая у них "тема", им ничего не нравится. Это уже не актуально. Мне советовали не называть фамилий. Чтобы без обид. Но мне, правда, все нравится. То, что дают деньги на кино. Позволяют снимать то, что хочу. И когда "Госкино" не дает денег на какие-то нонконформистские вещи — тоже правильно. В нынешней ситуации есть люди с деньгами, которые спонсируют кино. Это нормально. А некоторые снимают за правительственные деньги и гнобят правительство.

— Хорошо, ты училась полгода в "Интерньюсе", твою школу закрыли. Тебя это не удивило?

— Ну правильно. Я хорошо отношусь к "Интерньюсу", спасибо им большое. Но они все-таки немножко оппозиционные были.

— Оппозиционные надо закрывать?

— В общем, да. Мне нравится, когда оппозиционное закрывают.

— Дебютируя в игровом кино, какую ты ставила перед собой задачу?

— Задача каждый день менялась. Приходим на сложную сцену. Проговариваем с актерами: у нас сверхзадача показать то-то и то-то. Полине Филоненко, играющей Катю: тебе так плохо, ты их любишь, а говоришь, что не любишь... На следующий день Агнии Кузнецовой: Жанну больше всего тянет бухать, ей прикольно, но она хочет, чтобы и вокруг все было хорошо. Никакая идеология ее не волнует. Есть такие подруги на свете. Потом черед Вики (Оля Шувалова), она влюблена у нас в мальчика. Мальчик — типа самый крутой в школе, спит со всеми подряд. И надо отобразить всю эту жизнь-круговерть. Во всем этом есть какая-то часть меня. Я бываю такая же трагичная, как Катя, такая же тупая, как Вика, такая же радужная пофигистка, как Жанна, чтобы напиться, и все...
[cut]
— Почему финал изменили?

— Утвержденный финал заканчивался утром понедельника... Все приходили в школу. У нас вечер. Не понятно, придут они в школу или нет... Есть тоска, одиночество, внутренняя революция, слезы бессилия. Я оставила свой финал, чтобы увидели, как мне порой бывает плохо.

— Ты говорила что-то про дух воинственной молодежи, который привлек тебя в пьесах Клавдиева, что под этой смелой фразой подразумеваешь?

— Изначально это звучало еще резче. У Клавдиева в его ранних произведениях есть поразительная наивность, такая серьезная инфантильность. То, что подростку свойственно. Особенно принадлежащему субкультуре. Восторженность и серьез.
(http://www.arthouse.ru/news.asp?id=7640)  

P.S. ...

... Эх, от замысла до воплощения... It depends! Это и к фильму, и к Комсомолу относится, между прочим... ВИДЕО… ИНТЕРВЬЮ С КИНОБОГИНЕЙ АРТ-ХАУСА, ГЕРМАНИКОЙ!  

< здесь был flash-ролик, но импорт с livejournal.com не позволяет его показать >

(http://www.tvigle.ru/prg/596/2170#?vid=2170)  [/cut]




daynice.livejournal.com (c)

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога