Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

суббота, 15 ноября 2008 г.

"Мой муж - гений"... О стране, гении, свободе личности, тирании ханжества и морали.

Я - аплодирую создателям телевизионного фильма "Мой муж - гений"! По мотивам мемуаров жены Ландау - Коры они смогли снять "запретную печать" с "плакатного образа учебников", сакцентировать внимание на важных вопросах, поставив откровенный, чувственный, острый, спорный, но ЖИВОЙ (в отличие от мертвого "Адмирала") ФИЛЬМ-ВЕРСИЮ, ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ "ДНЕВНИКА ЕГО ЖЕНЫ".

Картина - получилась, как и обсуждение на "Первом канале" в программе Гордона "Закрытый показ". Получилась еще и потому, что сделана с любовью, талантом, с душой к прототипам героев, заостряя, провоцируя и прекрасно показывая модели поведения, будни и нравы гениев и "не гениев", элиты и общества, которое мало чем изменилось с тех пор.

Фильм, по-видимому, разделит смотревших на четыре группы: тех, кто предпочитает "скрывать подноготную героя, гения", лицемеров и ханжей, предпочитающих прятать глазки от всего, тем более сакрального, кутаясь в одеяла "советской мещанской морали"; тех, кто, напротив, абсолютизирует свободу нравов, ЭГО и ЛИБИДО личности самоценной; тех, кто позволит, простит и допустит такую манеру поведения только в отношении "гениев"; тех, кто из зависти, в злобе и в ярости воскликнет: вот они, извращенцы-ученые, правильно товарищ Сталин делал, что сажал их по лагерям и запирал в "шарашках", им только волю дай!

Последний вопрос - принципиален и краеголен! Насколько деликатно и удобно "лезть с ногами в чужую постель", выставляя тайны интимной личной жизни известного человека на потребу публики (с разными вкусами, образованием, восприятием), принимать или осуждать их... И, наблюдая за историей страны видеть: какая же уродская, долбанная мораль скрепляла ОФИЦИОЗ: и "Кодекс строителей коммунизма", и "Последних героев Империи", которые за "Веру, Царя и Отечество" или "За Интернационал" - не за Идею, а за ТОТАЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ одних другими, за сохранение власти, могли класть штабелями "людские жизни", не прощая, когда среди "коллективисткого патриархального стада" заводилась "паршивая овца", пусть даже гениальная или талантливая. Не такая как все.

Наконец, речь даже не о Гении. Позволительно ли просто Человеку, Личности выбирать свой способ построения жизни, взаимоотношений в семье, с любовницами, любовниками, с детьми, с властью. ИМЕТЬ СВОЕ МНЕНИЕ и ЖИТЬ В ГОСУДАРСТВЕ, В КОЛЛЕКТИВЕ, ИГНОРИРУЯ МНОГИЕ ПОСТУЛАТЫ ПУРИТАНСКОЙ МОРАЛИ. А "гений" как пример идеалиста, ведь они опережают общество и его устои. И Гений и Злодейство - вещи (не)совместные?!

Очень важно, что на заднем плане картины ретушью выставлены приметы эпохи: стукачество на Ландау тех, кто его невзлюбил; "читка" следователем МГБ справки-доноса пошловатой секретутке, подтягивающей чулки, печатающей текст на машинке (этакие быдла, простые и обычные обыватели); диалог Капицы и Молотова о нелицеприятных взглядах и антисталинской листовке ученика Дао, которую "редактировал" его учитель (что ж Никонова, внука "пакта Молотова-Рибентроппа" то не позвали?!.

Не так важно, что сам Дау подразумевал под теорией "свободной любви и договора с женой"; сколько романов с четырьмя женщинами одновременно или нет имел; какие сцены ревности и взаимоотношений были между ними. Это необходимо было показать, чтобы "чернь", с радостью хлюпающая носом за глянцевым сериалом "Монтекристо" или "Папиными дочками", падающая в обморок от патриотической клюквы в "Адмирале", могла задуматься - а не туповато ли мы живем, сознательно, или бессознательно, закрываясь в своей клоаке зависти, пошлости, неприятии к людям, которые отличаются от нас, посмевших жить иначе. Это не значит, что все должно быть напоказ. Это значит только то, что нет запретных тем, которых нельзя было бы коснуться публично, если это сделано с художественным вкусом, корректно, без пошлости и лицемерия.

Получилось так, что о судьбе Ландау, его романах и личной жизни в Москве знали многие. И не только о Ландау, например и других представителях актерской, научной, музыкальной элиты и интеллигенции. О жизни физиков и лириков столько ходило и ходит сплетен, домыслов и правдивых историй. Народ любит сравнивать и судачить: они такие люди как мы? Что дозволено Юпитеру (не) позволено Быку?! Почему им можно, а нам нет, чем мы хуже?! А ведь от таких вопросов недалеко и до того: а кто двигает прогресс, кто нами управляет, достойны ли они, власть?!

И я слышал об истории с Ландау, еще до фильма, из рассказов родственников (через близких и не очень), часть из которых была вхожа в среду Ландау, знавших его детей, учеников и некоторых близких, коллег из Москвы и Дубны; работавших над "смежными" проектами, в т.ч. в Курчатовском институте. Естественно, не в таких подробностях и деталях, но в общем, слухи о жизни Дау в "научной тусовке" ходили всегда. И отношение многих неоднозначное. Но, подавляющее большинство тех, кто успел посмотреть фильм, скачать из Инета через своих детей, внуков (где он появился раньше) восприняло его без "очернительства судьбы гения", без очернительства страны, зато по приметам "остро почувствовавшим" те, прошлые времена в сравнении с нынешними, с возращением "Командора".

Понимаю, почему сыну Ландау, некоторым близким ученикам было неприятно ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ. Но - имхо - "стирания грязного белья" или "желания опорочить память о Ландау" в фильме и обсуждении - НЕТ! Есть взгляд через судьбу конкретного человека. Да, сфокусированной на его личной жизни, опирающейся на мемуары жены, Коры относившейся к Ландау по-разному, но в все-таки любившей его, не бросившей до конца жизни. Кстати, не только по мемурам, но и, как подчеркунула сценарист ленты, по другим источникам, назвав авторов воспоминаний о Ландау.

Отдельно остановлюсь на собственных впечатлениях. Вторая половина фильма - о жизни, о борьбе за существование, за "жизнь после смерти", в больнице. Мне пришлось и не единожды, к сожалению, пройти "испытание верностью" других к "своим", попадавшим в подобные ситуации; к тем, кто был вхож, но предпочел быстро "уклониться или забыть". Т.е. "обычных людей", которые вовремя сгинули, быстренько предложив помощь, ничего не сделали, "соблюли формальности", а потом за глаза - осуждали. Предателей, сплетников, среди таких "дерьмовых и дешовеньких людишек" - всегда предостаточно, зато с каким усердием они рассуждают о нормах морали и клянут других, в т.ч. за "неправильную личную жизнь и ее показ". Таких "моралистов" - ненавижу, и чувства "наши" - взаимны.
Никто и никогда не узнает, какой был человек Ландау на самом деле. У всех есть версии, свое отношение. Нет объективированного портрета личности. Но из субъективных оценок и взглядов и складывается отношение к человеку. Нельзя о писателе или поэте, об ученом судить только по его произведениям (открытиям, Нобелевским премиям). Это - отправная точка для изучения аспектов личности, социальной среды, государства через биографию гения или просто талантливого, необычного, уникального человека. А как же, если о ваших близких или о Вас/Тебе самом кто-то напишет/снимет "пасквиль или фальшивку?! Аргументированно - предъявлять претензии, где художественный вымысел оскорбляет преднамеренно факт биографии. И в суд, или по морде! Все остальное - на уровне доверия и интуиции, попытке либо опорочить, либо разобраться в человеке.

Скажем,  человек, который очень много мне дал, которого я считаю своим учителем, профессионал своего дела, достаточно известный, публичный, которого уже нет в живых, увы, и со смертью которого, выплеснулось столько домыслов. Так получилось, что я был вхож не только в семью, но и знал о некоторых аспектах его личной жизни, может быть, больше, чем многие. Мы, по-настоящему дружили, уважали друг друга, ценили не только в совместной работе, несмотря на разницу в возрасте, но и часто говорили о душам о личном, обсуждали сугубо личное. И я бы не стал касаться никогда некоторых конкретных его поступков, но черт личности, противоречивой, талантливой, коснулся бы. Не такой, как многие поверхностно знавшие описали, в т.ч. в личных делах.

А авторам телевизионного фильма (несмотря на некоторые недоточеты, раздерганность сценария, времени повествования и мелких деталях) удалось главное – оттенить проблему личной жизни жены и героя, гения в нашей стране! Как и актерам, сыгравшим очень достойно, всем!

МОЙ МУЖ ГЕНИЙ, 2008
(Посмотреть, скачать - под катом)
[cut]
< здесь был flash-ролик, но импорт с livejournal.com не позволяет его показать >

(http://intv.ru/v/9BxyOdnb17&playNow=1)  
или здесь
(http://24kadra.com/2008/11/03/moj-muzh-genij/#more-9237)  
 [/cut]
Продюсеры – Олег Вольнов, Ефим Любинский
Режиссер-постановщик – Татьяна Архипцова
Авторы сценария – Мария Раздорская, Елена Раздорская
Оператор-постановщик – Ефим Любинский
Художник-постановщик – Ирина Алексеева
Композитор – Алексей Шелыгин

В ролях: Даниил Спиваковский (Лев Ландау), Ксения Громова (Кора Ландау), Людмила Чурсина (Кора Ландау), Полина Кутепова (Вера Судакова), Алексей Анохин (Судаков), Маша Семкина (Гера), Вячеслав Гришечкин (Липкин) и др. В фильме также используются документальная хроника и интервью с сыном академика Игорем Ландау.

daynice.livejournal.com (c)

1 комментарий:

katanga комментирует...

То, что Вы считаете "приметами времени", в ряде случаев является просто грубыми ляпами. Например, «следователь МГБ», появляющийся в больнице сразу после аварии Ландау. МГБ был ликвидирован в 1953 году, сразу после смерти Сталина... На этот ляп, кстати, указывали некоторые блоггеры - см.: http://fagot99.livejournal.com/90510.html

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога