Dixi et animam levavi... Я сказал и облегчил тем душу...

Зеркало блога: http://daynice.livejournal.com (c)
(в случае цитирования - оставляйте ссылку на блог и пост)

суббота, 22 ноября 2008 г.

"Русалка"... ЗАЧЕМ ???

Официальный рекламный слоган картины:
"НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РУСАЛКИ НА ЗЕМЛЕ".

Худший фильм года, наряду с фильмом "Все умрут, а я останусь" из пока что увиденных мною. Увы и ах, смотрел абсолютно без предубеждения, но вопрос, вынесенный в заголовок не покидал до самого конца, или обрыва, или угасания картины. Почему именно этот художественный фильм выдвинули от России на премию "Оскар" в номинации "лучший зарубежный фильм" - для меня загадка.

Или рассчитывают, что "кинохрестоматия фильма" напомнит европейцам киноязык образов из фильмов Кустурицы, Феллини, образы "Амели", "Ангела А", "Беги, Лола, беги" или попадет в стереотип зарубежной публики, для которой, в массе своей, русские представляются этакими "инфант террибл", "юродивыми" - и даже хорошо, потому что их жалко, чем когда русские - плохиши, проститутки и головорезы. А русский зритель, после "Москвы слезам не верит", "Насти" и Кати Пушкаревой теперь неистово будет сопереживать судьбе Алисы, "лунной девушке" с зелеными волосами?! Пьеро, кстати, влюбленный в Мальвину, девушку с голубыми волосами, тоже страдал, и был не от мира сего.

По большому счету, я согласен и с позицией Д.Быкова, и с назидательно вопросительным отношением ведущего А.Гордона. Но есть детали, которые не прозвучали в обсуждении post-фильм на "Первом канале", или прозвучали всуе, которые для меня важны, задели за живое. Так получилось, что по работе я соприкасался с людьми, работавшими с детьми с отклонением в развитии, дефектологами, и даже целыми институтами.

Представлял их интересы, просил деньги, гранты для них у грантодателей, когда нужно было и правильно оформить заявку, и подготовить проект, и вникнуть в суть проблем, пытаться понять, зачем, на какие цели, как будут расходоваться средства, выезжая в "поле", смотреть некоторые школы, в Москве и Подмосковье, встречался с преподавателями, воспитателями, детьми. Вы знаете, в чем главная задача в обучении и воспитании таких детей: попытаться научить их жить в "чужом мире", социуме, ориентироваться, чтобы выжить, адаптировать их правильно для "другой жизни". Это, порой архисложно, и там работают разные специалисты, но есть выдающиеся люди, и показывать, как только "хором" лечат с западшей головкой... Извините, но это кощунство. Режиссер и автор сценария Анна Меликян, видимо, не в Теме, совсем.

А потому, среди моих главных претензий к фильму, помимо, фальшивости и неправдоподобности истории самой девочки, попавшей из "как бы почти что лермонтовской "Тамани" в как бы "Мегаполис", с картонным бизнесом, где герой квартирует в шикарном "пентхаусе", занимаясь продажей "лунных участков" и снимает рекламные ролики, является – спекуляция на болезни, на трагических обстоятельствах. Иным я это объяснить не могу, а также трезвый коммерческий расчет на то, чтобы из юродивой, аутичной девочки слепить образ "странной страдалицы", чуть ли не "инакомыслящей, не от мира сего, в мире глянца и гламура, пытающейся то ли найти себя; то ли спасти "утопающего", то ли убежать от мира; от одиночества в городе.

Нам предлагается поверить на слово, что "Русалка" - alterego "Глянца" с Ю.Высоцкой. Но здесь работают те же законы. Искушение гламуром, когда самые лучшие и успешные, "глушат жизнь", напиваясь до чертиков, трахаясь с любовницей, и любя безмолвную "золотую рыбку" в аквариуме. Именно таков образ "принца", трижды спасенного Русалкой Алисой: 1) когда тот бросается с Крымского моста; 2) когда "домиком своих рук" она как бы оберегает его, пьяного вдзрызг, идущего по встречке на машины; 3) когда предугадывает катастрофу самолета, срывая посадку на него "своего принца". За все это он пользует ее в качестве уборщицы, и даже, однажды (!) снимает для рекламного плаката в качестве ,"лунной девушки". Ах да, еще кормит, украденными ананасами!

Кстати, сцена отбора и кастинга детей на промо-ролик, среди прочих, растянутых и плохо сверстанных при монтаже (сведение за счет черных пустот, это знаете ли не шедевр мастерства, равно как и "мультиплицирование снов", скрепляющих плохой и безжизненный сценарий), одна из лучших, потому что единственная... выглядит... сказочно, но правдоподобно, не картонно, не для дебилов, на фоне прочей лабуды, пардон, которая очень понравится целевой аудитории картины - ЭМО, готам, инфернальным циникам, типа крутым заезжим пацанам и мамашам, тем кто
"будь проще и люди к тебе потянуться".

Они ведь тоже "не от мира сего", только тогда режиссеру надо было бы снимать не сказку, не трагикомедию, а поколенческое кино, правда не было бы не такого коммерческого успеха, зато, может быть, и характеры героев получились бы не "прибитые и плоские". Парадокс, фильм о как бы реальных событиях, превращается в как бы плохую сказку, ибо ни одной проблемы, по настоящему, всерьез не ставит, не решает, расправляясь с героиней за бесцельно в общем-то прожитые годы. Балериной не стала, а стремилась ли всерьез, попав в Москву, как-то добиться карьеры хотела, или только представлялась "балериной"?!

В обсуждении на "Закрытом показе" очень точно прозвучали фразы - об инфантилизме совершеннолетней девушки, в рассуждениях о жизни не взрослеющего ребенка, моделировании этой самой жизни... Не самой девушкой, а тех, с кем она сталкивается, вполне здоровых и нормальных людей на уровне имбецилов, ковыряющихся в песочнице как у себя в носу. А где социализация, мотивация, страхи, комплексы, сомнения. Героиня мыслит "плоско". Сначала, исключительно детскими иллюзиями о "папе-капитане дальнего плавания", наряженном в ее мульти-снах водолазом, а потом, переключается на мысли, заданные стереотипами и "рекламными слоганами", которыми перепичкан фильм. И еще, безумно раздражает "дневниковая форма" повествования, когда весь ход картины проговаривается для неразумных закадровым голосом.

Да, действительно, среди детей с отклонениями в развитии, есть достаточно тех, кто обладает скрытыми способностями (в фильме девочка усилием воли способна не только предугадывать события, но и даже "сотрясать яблоневые деревья"), но эта линия совершенно недоразвита. Также как и "сказочный сюжет". Жертвенная любовь Ундины-Русалки здесь совершенно не при чем. Ради какого ничтожества героиня жертвует жизнью? Ради чего говорит свое "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ", после которого хочется повторить акт самой героини, направленный на мясника - "срыгнуть" - фальшь и нелепость?! Ее, как героиню И.Муравьевой, будоражит гламур и роскошь, прешедшая на смену совесткой мещанской жизни. Она также бухается на кровать и звонит мамочке, чтобы сообщить, как ей хорошо, такого чела отхватила, да в такой берлоге?!

Сотрясать воздух о "простых истинах" бесполезно. На вкус и цвет, но у тех, кому фильм пришелся по душе и задел за живое, хотелось бы спросить: ЗАЧЕМ? О чем кино? Почему героиню не жаль, ни капельки, разве что испытываешь жуткое недовольство в финале, когда каждая может оказаться на месте девчушки и попасть под колеса авто? Не может Русалка найти себя в этой жизни, то моя писуары, то глядя на этот суровый и непонятный взрослый мир сквозь прорезь "бутерброда" - телефонной трубки и кружки пива?! И вообще, не жизнь это и не сказка, а имитация жизни.

Лицемерие режиссера чудовищное, но не единичное. К сожалению, я думал, что только от фильма "Все умрут, а я останусь" у меня останутся такие же негативные впечатления. Не могут, не умеют или не хотят наши режиссеры, в массе своей, снять реалистичное проблемное кино, о судьбе личности, а не инфантильной "маленькой девочки-подростка-переростка", как умели раньше. Не то время или не те люди? Страх гложет или "коммерческая жилка" говорит?!

Неслучайно вспомнил фильм режиссера Г.Данелия "Настя", снятый не так давно, в лихие 90-е – 1993 год, и как снятого! Там также - трагикомедия, тоже о судьбе, правда, "некрасивой девушки", только тот фильм - о судьбе ЗОЛУШКИ, понятно чего и как добивающейся в жизни - задевает за живое, а фильм А.Меликян - об утопленнице, которой не остается ничего другого, как умереть, от беспросветной жизни нелепой ли смертью, или вполне закономерной, ведь и она дважды произносит в картине "чтоб ты сдох/сдохла", нет. Об актерских работах или режиссере - либо хорошо, либо ничего. Равно как и об операторе говорить даже не хочется, чем поразили гламурные кадры белья на ветру, или горящий домик? Или с чего картина начинается: с рыбок, “плавающих на, обтянутой платьем, ж*пе” матери, идущей купаться?! Тема - не раскрыта, а была ли Тема?!

И как хорошо не заморачиваться и смотреть такие плоские сказки про инфантильных людей. А, если бы не порок, за который как за индульгенцию прячется режиссер и сценарист, чем бы она прикрывала эту нелепицу и околесицу, если бы не физический недостаток, было бы хоть немного жаль героиню, которая "другая" только цветом волос и ... тем, что не хочет "взрослеть". В чем странность и "инакомыслие"-то в инфантилизме и нежелании взрослеть, пребывая в своей "песочнице"?! Да, мир жесток, но как же просто управлять этим "детским миром", где все погружены в "Одноклассики.ру" или "Однопартийцы.ру", ищут своих школьных друзей и знакомых, живут детскими мечтами, иллюзиями и не хотят, не осознают, не желают видеть ту жить, которая вокруг, когда как овцы соглашаются быть "бессловестным быдлом", как рыбка по фильму, с которой власть может делать все, что хочет, хоть веревки вить.

И то, что поправки в Конституцию с продлением полномочий и парламента, и президента, которые Дума приняла подавляющим большинством - для них не новость, их не волнует, по барабану, сделают его хоть завтра пожизненным Верховным правителем и Царем Всея Руси - им это не нужно знать, невдомек, потому, что считают - от них ничего не зависит. Лучше покориться судьбе и смотреть новое кино "Про уродов и людей". А "они - не при чем", они - "не от мира сего". Не задумываются: ЗАЧЕМ. У них отсутствуют - логическое мышление, осмысление, рефлексия, целепологание. Вот потому и живем так, а на Западе таковых в массе своей считают либо бандитами, либо моральными уродами, покалеченными жизнью и властями, которые ленятся думать самостоятельно и что-то предпринимать, полагая, что за них все решат. Там - глобализация, а у нас - патриархальная жизнь "эмочек" и "готов", а также их родителей.

Потому ТАМ наших... Либо ненавидят, либо боятся, либо жалеют, как юродивых. А ЗДЕСЬ... Снять кино про настоящую жизнь человека, в реалиях современного времени либо разучились, либо бояться, либо получается маловразумительная сказка, с вырванной последней страницей… и такая тоска, почти как в одноименном стихотворении М.Лермонтова, только "поэтизировать" образ своей "Русалки" режиссер не спешила...

"Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака".


daynice.livejournal.com (c)

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
СВЕТОПИСЬ ДНЕЙ НА МАСКАРАДЕ ЖЕЛАНИЙ - это откровенный (насколько возможно)монолог/диалог/полилог -разговор без "дураков" о том, что восхищает и волнует, радует и печалит, оставляет след! С анонимщиками и грубиянами в полемику не вступаю. Адекватным людям всегда рад! Welcome!

Закладочки

Архив блога